8 (800) 200-25-64 По России бесплатно
Prime partner Новости Советы наставникам

Советы наставникам

Советы наставникам

Процесс наставничества предполагает сопровождение нового работника в течение всего периода адаптации. Именно от наставника зависит, как быстро освоится сотрудник в коллективе и насколько качественно он сможет выполнять свои обязанности.

Требования к наставникам

Хороший наставник должен обладать определенными способностями. К таковым относятся:

  • знание рабочих процессов, в том числе мельчайших нюансов;
  • умение легко идти на контакт и находить индивидуальный подход к работнику;
  • наличие личной мотивации и нацеленность на результат;
  • способность менять методику обучения в зависимости от обстоятельств;
  • уверенность в собственных силах и создание доверительных отношений с новичком;
  • терпеливость.

Как должен вести себя наставник?

Научный подход к наставничеству предполагает различные модели общения. Но наибольшую эффективность приносит такой вариант:

  1. Наставник делает, поясняя, что именно делает;
  2. Наставник делает, сотрудник комментирует порядок действий;
  3. Работник делает и рассказывает, что он делает;
  4. Сотрудник выполняет работу самостоятельно;
  5. При отсутствии результата схема повторяется.

Такая модель наставничества позволяет задействовать разные типы памяти: механический, слуховой, зрительный, речевой. В этом случае риск, что новый работник не запомнит что-нибудь, сводится практически к нулю.

В некоторых видах деятельности, например в сфере продаж, хороший эффект дают мастер-классы. Наставник сам работает с клиентом, затем возвращается к стажеру. Совместно анализируется поведение наставника. Далее работает обучаемый работник и точно так же сообща анализируется его поведение. При этом констатируются ошибки поведения, что их спровоцировало и как таковые можно исправить.

В процессе анализа действий работника следует сначала излагать позитивные моменты, а уже потом переходить к негативным. Резюмируя сказанное, следует применять обратный порядок и заканчивать положительными моментами. Такой подход не ведет к снижению самооценки у сотрудника и стимулирует желание обучаться дальше.

Профессиональным наставникам имеет смысл прописать алгоритм своих действий. Четко поставленные задачи уменьшают количество ненужных действий и улучшают конечные результаты. К тому же строго определенный порядок действий исключит пресловутый человеческий фактор, по причине которого могут игнорироваться важные детали.